СЧЕТНАЯ ПАЛАТА
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

367012, Республика Дагестан,
г. Махачкала, пл. Ленина, 2.

+7 (8722) 67-26-42

spdag@mail.ru

VK


О Счетной палате Республики Дагестан

Счетная палата Республики Дагестан основана 28 сентября 1995 года. 30 мая 1996 года Народное Собрание Республики Дагестан приняло Закон Республики Дагестан «О Счетной палате Республики Дагестан». 6 ноября 1996 года состоялось первое заседание Коллегии Счетной палаты Республики Дагестан.

Деятельность Счетной палаты направлена на обеспечение законности и эффективности использования государственных средств и активов, а так же выявление коррупционных факторов в бюджетно - финансовой сфере, в том числе и в форме дачи предварительной оценки совершенным финансовым нарушениям, как деяниям коррупционной направленности. При этом статус Счетной палаты как органа финансового контроля, созданном Парламентом Республики, предусматривает осуществление контроля за исполнением бюджета посредством проведения контрольных мероприятий, а так же проведения экспертизы проектов бюджетов и правовых актов бюджетного законодательства.

   Согласно закону Счетная палата обладает функциональной и организационной независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно. Она уполномочена не только контролировать  деятельность государственных и иных органов, но и принуждать их к соблюдению закона: предписания Счетной палаты обязательны к исполнению для всех должностных лиц, в том числе для руководителей органов государственной власти.

    Счетная палата Республики Дагестан является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Народным Собранием Республики Дагестан и подотчетным ему. Для рассмотрения вопросов планирования и организации работы и методологии контрольной деятельности в Счетной палате образуется Коллегия Счетной палаты, в состав которой входят Председатель, заместитель Председателя и аудиторы Счетной палаты, порядок рассмотрения кандидатур на данные должности устанавливается регламентом Народного Собрания. Срок полномочий Председателя Счетной палаты, его заместителя и аудиторов составляет шесть лет.

    Внешний государственный финансовый контроль осуществляется Счетной палатой в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий. Итоги проводимых контрольных мероприятий обобщаются, затем исследуются причины и последствия выявленных отклонений и нарушений в процессе формирования доходов и расходования бюджетных средств. По результату экспертно-аналитического мероприятия Счетной палатой составляется отчет или заключение. Отчет о проделанной работе за год, предоставляется Народному Собранию Республики Дагестан и подлежит обязательному опубликованию. По результатам контрольных мероприятий ежеквартально издается бюллетень, который так же публикуется на официальном сайте ведомства. Более того, Счетная палата регулярно предоставляет информацию о своей деятельности средствам массовой информации.

    В соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Дагестан, Счетная палата Дагестана поддерживает связи со счетными и контрольными палатами парламентского контроля Российской Федерации и контрольными органами зарубежных стран. И все же, главной задачей Счетной палаты является оценка законности и эффективности осуществления бюджетного процесса в целом, в том числе анализ соответствия нормативных правовых актов государственных и муниципальных органов бюджетному законодательству Российской Федерации, определение эффективности использования бюджетных средств, выявления причин и условий, способствующих нарушениям бюджетного законодательства, выработка предложений по их предотвращению и минимизации неблагоприятных последствий для исполнения бюджетов.

   Перспективы в деятельности Счетной палаты связаны   с созданием единой системы государственного финансового контроля, охватывающей все этапы бюджетного процесса. Государственный контроль и регулирование в государственном секторе экономики должны стать более действенными и эффективными. Принятый в стране курс на модернизацию экономики, реализация инвестиционных и инновационных проектов требуют от Счетной палаты дальнейшего совершенствования форм и методов контроля. В связи с этим, Коллегией Счетной палаты Республики Дагестан осуществляется поиск новых направлений и форм работы, вырабатываются предложения, способствующие повышению эффективности использования бюджетных средств.

   За годы своей работы Счетная палата Республики Дагестан накопила значительный опыт контрольно-аналитической деятельности, сформировалась как дееспособный конституционный орган, стала полноправным институтом в системе государственного финансового контроля. Счетной палатой Республики Дагестан внесен существенный вклад в укрепление системы контроля за исполнением консолидированного бюджета Республики Дагестан, эффективным использованием республиканской собственности и государственных финансовых средств.

   Оглядываясь назад, можно с уверенностью сказать, что за период деятельности Счетной палаты Республики Дагестан проделан немалый объем работы, но предстоит сделать еще больше.

 

 




 

Время бежит неумолимо и трудно верится, что родной Счетной палате Республики Дагестан уже 25 лет. Я вспоминаю годы становления этой организации, когда еще не было своего здания, арендовали помещения, нужно было набирать наиболее квалифицированных и профессионально подготовленных работников. По сути дела коллектив работал и на ходу учился, набирался опыта. В решении многих организационных и других вопросов нам активно помогали руководство Республики Дагестан и Счетной палаты Российской Федерации. За годы своей деятельности Счетная палата Республики Дагестан, как высший орган финансового контроля республики, внесла значительный вклад в укрепление финансовой дисциплины в бюджетной сфере. Вскрыты и предупреждены финансовые нарушения на миллиарды рублей, в казну республики возвращено сотни миллионов рублей, это и есть реальный вклад в развитие Республики Дагестан, который внесли своей ответственной и честной работой работники Счетной палаты защищая интересы нашей  республики - родного Дагестана.

Сегодня, оглядываясь назад, каждый из нас по-своему переживает и оценивает пройденный путь становления Счетной палаты Республики Дагестан. Но одно нас объединяет - это не проходящее желание и стремление служить дагестанскому народу и сделать его жизнь достойной! В сложный переходный исторический период, когда на, этапе постсоветского развития Дагестаном была утеряна контрольная составляющая государственной власти, когда центробежные настроения большинства руководителей городов и районов растаскивали скудный бюджетный «пирог», а национальные элиты становились последней инстанцией в определении истины, Счетная палата стала действенным органом внешнего государственного финансового контроля, реализуя востребованную и значимую контрольную функцию государства. За прошедшие годы она доказала свою востребованность, обрела почет и уважение у власти и народа. Подтверждением этому совместная созидательная работа в рамках Ассоциацииконтрольно-счетных органов Российской Федерации, в последующем Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации.  И, сегодня, мне отрадно отметить, что коллектив Счетной палаты республики Дагестан, сохраняет и приумножает принятую эстафету.

Бюджетная дисциплина – одна из основ успешного развития Отечественной экономики и социального благополучия граждан. Ее строгое соблюдение – важная общегосударственная задача, в решении которой ведущую роль играет Счетная палата.  Уверен, что Счетная палата Республики Дагестан благодаря накопленному опыту и кадровому потенциалу и в дальнейшем будет совершенствовать деятельность по контролю за соблюдением требований бюджетного законодательства.

В этом году Счетная палата Республики Дагестан отмечает знаменательную дату 25-лет со дня образования, которая является значимой не только для нас, но и для развития региона, общества в целом.

Создание в стране независимых конституционных органов государственного финансового контроля явилось логическим следствием проводимых кардинальных политических и экономических реформ. В условиях перехода к построению правового государства, основанного на принципах демократии, разделения властей и рыночной экономики именно на Счетную палату Российской Федерации, контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации возложена важнейшая функция контроля за обеспечением финансовых интересов государства и граждан России.

Председатель Счетной палаты Российской Федерации Алексей Леонидович Кудрин неоднократно подчеркивал особую роль контрольно-счетных органов Российской Федерации в решении проблем, связанных с повышением эффективности использования финансовых ресурсов государства в современных условиях. В частности, на генеральной сессии XXIII Конгресса ИНТОСАИ он отметил, что новые вызовы и задачи, которые сейчас стоят перед высшими органами аудита, требуют от них постоянного совершенствования.

Наряду с традиционной функцией финансового контроля, высшие органы аудита во всем мире начинают выполнять задачи стратегического аудита.

В этих условиях задача контрольно-счетных органов более оперативно контролировать состояние бюджетов, оценивать эффективность управления ресурсами, содействовать формированию стратегического видения у руководства органов власти и государственных организаций посредством представления комплексного анализа тенденций и рисков экономического развития.

За годы деятельности Счетная палата Республики Дагестан накопила значительный опыт контрольно-аналитической работы, сформировалась как дееспособный конституционный орган, стала полноправным институтом в системе государственного финансового контроля. Оглядываясь назад, можно с уверенностью сказать, что сделано много, но и предстоит сделать еще не мало – и в организационном отношении, и в плане профессиональной деятельности.

Сегодня, когда важнейшим приоритетом экономической политики в стране является достижение национальных целей и реализация национальных проектов, Счетная палата Республики Дагестан полноценно и с полной отдачей включилась в процесс их мониторинга. Подготовлены обобщенный анализ за 2019 год и период 2020 года. Осуществляется ежемесячный оперативный контроль, что позволяет своевременно выявлять недостатки при осуществлении национальных, региональных проектов и принимать меры реагирования. По словам А.Л. Кудрина: «В решении указанных вопросов мы от тем классического финансового контроля поднимаемся к вопросам иного порядка, к вопросам системной донастройки государственного управления. От проверки «освоения средств» к оценке достижения конечного результата».

В тоже время никто не отменял контрольной функции в деятельности, которая направлена на обеспечение законности и эффективности использования государственных средств и активов, а также выявление коррупциогенных факторов в бюджетно-финансовой и налоговой сферах, в том числе и в форме дачи предварительной оценки совершенным финансовым нарушениям, как деяниям коррупционной направленности. При этом статус Счетной палаты Республики Дагестан, как органа финансового контроля, созданного парламентом республики, предусматривает осуществление контроля за исполнением бюджета посредством проведения контрольных мероприятий, а также экспертизы проектов бюджетов и правовых актов бюджетного законодательства.

И все же, главной задачей Счетной палаты Республики Дагестан является оценка законности и эффективности осуществления бюджетного процесса в целом, в том числе анализ соответствия нормативных правовых актов государственных и муниципальных органов бюджетному законодательству Российской Федерации, определение эффективности использования бюджетных средств, выявление причин и условий, способствующих нарушениям бюджетного законодательства, выработка предложений по их предотвращению и минимизации неблагоприятных последствий для исполнения бюджетов.

Особенность работы Счетной палаты Республики Дагестан в отличие от иных органов финансового контроля заключается в том, что основной ее целью, помимо контрольных мероприятий, во многом является экспертно-аналитическая деятельность, обеспечивающая предоставление органам государственной власти  объективной информации о ситуации в бюджетной сфере и экономике республики. В частности, формулируются системные рекомендации для объектов аудита и органов государственной власти и во взаимодействии со всеми участниками управленческого процесса вырабатываются новые, более эффективные решения. Это, наряду с использованием более продвинутых методик аудита и анализом данных, с фокусом на оценку эффективности потраченных ресурсов и составляет новый подход к аудиту – стратегический аудит.

Если говорить о конкретных результатах, то эффективность деятельности палаты за прошедшие годы возросла в разы. Только за последние два года проведено свыше 147 контрольных мероприятий, выявлено финансовых нарушений и недостатков на сумму 16,52 млрд. рублей. По результатам контрольных мероприятий восстановлены средства в бюджеты всех уровней в сумме 237,9 миллионов рублей, что свидетельствует об эффективности и востребованности нашей работы, ее влиянии на бюджетно-финансовую политику республики.

При этом, для нас важно не только выявлять нарушения в использовании бюджетных средств, но прежде всего, помогать органам управления оптимально концентрировать усилия и бюджетные ресурсы на действительно приоритетных направлениях бюджетной политики и за счет этого повышать эффективность и результативность своей работы.

Вместе с тем, мы отдаем себе отчет, что систему государственного финансового контроля нельзя назвать полностью отлаженной. В этой связи необходим плановый, системный подход к организации указанной работы на всех стадиях осуществления контрольной деятельности. Определенные шаги в этом направлении уже сделаны. В целях формирования системы финансового контроля в республике, координации деятельности и укрепления сотрудничества между Счетной палатой Республики Дагестан и контрольно-счетными органами муниципальных образований республики, в 2006 году образован Союз контрольно-счетных органов Республики Дагестан, куда вошли контрольно-счетные палаты 39 муниципальных районов и 9 городских округов.

Заключены соглашения о сотрудничестве с прокуратурой Республики Дагестан, Министерством внутренних дел Российской Федерации по Республике Дагестан, Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Республике Дагестан, Управлением Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Дагестан, Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан, Управлением Федерального казначейства по Республике Дагестан и Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан.

Перспективы своей работы мы связываем с созданием единой системы государственного финансового контроля, охватывающей все этапы бюджетного процесса. Государственный финансовый контроль и регулирование в государственном секторе экономики должны стать более действенными и эффективными. Принятый в стране курс на модернизацию экономики, реализация национальных и региональных проектов, инвестиционных и инновационных программ требует от Счетной палаты Республики Дагестан дальнейшего совершенствования форм и методов контроля на основании использования опыта, накопленного в прошедшие годы, поиска и использования всех имеющихся резервов повышения качества контрольной и экспертно-аналитической работы. 

В этой связи, в целях обеспечения реализации стратегических (приоритетных) направлений социально-экономического развития Республики Дагестан, совместно со Счетной палатой Российской Федерации предусмотрено проведение:

- мониторинга реализации на территории Республики Дагестан национальных проектов «Демография», «Здравоохранение», «Образование», «Жилье и городская среда», «Экология», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Производительность труда и поддержка занятости», «Наука» «Цифровая экономика», «Культура», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Международная кооперация и экспорт»;

- анализа реализации мероприятий государственных программ входящих в состав государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского Федерального округа» на период до 2025 года;

- оценки выполнения государственных программ, реализуемых на территории Республики Дагестан, в целях комплексного решения вопросов, связанных с созданием условий для социально-экономического развития республики;

- анализа результативности мер, принимаемых органами исполнительной власти Республики Дагестан, направленных на сокращение объемов и количества объектов незавершенного строительства.

По итогам указанной работы, будет подготавливаться объективная информация о качестве формирования и исполнения республиканского бюджета Республики Дагестан, соблюдении финансовой дисциплины в бюджетной сфере, качестве формирования и исполнения республиканского бюджета Республики Дагестан, соблюдении финансовой дисциплины в бюджетной сфере, качестве подготовки проектов нормативных правовых актов, влияющих на доходы или расходы республиканского бюджета Республики Дагестан, законности и результативности деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

В заключении, хочу поблагодарить коллектив Счетной палаты Республики Дагестан за проводимую работу, базирующуюся на принципах профессионализма, объективности и ответственности, соблюдение которых необходимо при выполнении такой важной и сложной функции, как государственный аудит.

Впереди сложное и напряженное время, когда решение текущих и перспективных задач социально-экономического развития будет во многом зависеть от каждого из нас. Уверен, что коллектив Счетной палаты Республики Дагестан выполнит все поставленные руководством республики задачи и сегодняшний день будет очередной точкой отсчета для дальнейшего развития, этапом новых свершений на благо республики.

Контакты

Адрес: 367012, Республика Дагестан, г.Махачкала, пл.Ленина, 2

Телефон: 8 (8722) 67-26-42

Факс: 8 (8722) 67-96–32

Электронная почта: spdag@mail.ru

Канцелярия: 8(8722)67-13-23

Общая информация

Коллегия