Счетной палатой Республики Дагестан проведена проверка выполненных работ по внедрению интеллектуальной транспортной системы г. Махачкала, по итогам которой установлено следующее.
Согласно муниципального контракта № 375-21 от 23 ноября 2021 года (заключенного между МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Махачкала – заказчик и ООО «Национальный Центр Информатизации» – подрядчик на общую сумму 320,3 млн рублей), предусматривалось внедрение Системы, предназначенной для создания единого информационного пространства дорожно-транспортного комплекса города Махачкала и обеспечения информационно-технологической поддержки процессов управления дорожным движением, содержанием автодорог, предупреждения и обеспечения управлением ликвидации кризисных ситуаций, а также информационного взаимодействия с предприятиями и организациями Дорожно-транспортного комплекса Республики Дагестан.
Система должна была обеспечивать поддержку принятия решений при взаимодействии служб, ответственных за содержание и ремонт автомобильных дорог, обеспечение безопасности дорожного движения, управление транспортом, развитие транспортной сети, а также информирование населения о выполняемых и планируемых ремонтах автомобильных дорог, и связанных с ними ограничениях, текущей загруженности, экологической обстановки на автодо-рогах, ДТП, создание новых парковочных мест, государственных услугах, оказываемых организациями дорожно-транспортного комплекса, изменений тарифов и штрафов, о развитии дорожных, транспортных и маршрутных сетей в агломерации, взаимодействия с публичными информационными сервисами в части предоставления информации участникам дорожного движения и пользователям услуг общественного транспорта (прогнозное и фактическое время прихода ТС на остановку, построение пользовательского маршрута используя маршрутные сети различного вида транспорта).
В тоже время итоги проведенной Счетной палатой Республики Дагестан проверки показывают, что запланированные результаты не достигнуты, при этом выявленные нарушения составили 20,0 млн рублей.
1.Обеспечение оборудованием.
Информационно-аналитические блоки установлены в систему без настройки, как следствие отсутствует возможность получения электронных отчетов. Система распознавания номеров не работает должным образом, из проанализированных 1000 событий, зафиксированных системой, определен 1 госномер, в котором распознано системой всего 5 символов (результат показывает, что система определяет госномера меньше 0,07% от общего количества за-фиксированных событий);
Согласно техническому заданию и проектной документации безопасность электропитания светофоров, видеокамер и детекторов должны обеспечиваться следующими основными способами:
- защита технических средств от воздействий электрического тока, электромагнитных полей, акустических шумов и т.п. осуществляется в соответствии с требованиями по эксплуатации, предъявляемыми к оборудованию;
- защита аппаратуры от бросков напряжения и коммутационных помех осуществляется с использованием сетевых фильтров;
- защита от аварийных отключений электроэнергии осуществляется с ис-пользованием источников бесперебойного питания;
- защита информации от несанкционированного доступа обеспечивается организационными программно-техническими мероприятиями в рамках подсистемы безопасности.
В ходе проверки в электрощитах не обнаружены ни сетевые фильтры, ни источники бесперебойного питания, что приводит частому выходу из строя дорогостоящего оборудования – видеокамер, детекторов, светофоров.
Также, согласно техническому проекту, основной канал связи между светофорными объектами и центром обработки данных, должен быть организован через выделенную сеть 3G/4G оператора связи, что обеспечило бы эффективную и бесперебойную работу системы, однако подрядчик – ООО «Национальный Центр Информатизации» не обеспечил объекты соответствующим оборудованием.
2. Программное обеспечение
Подсистема видеонаблюдения и детектирования ДТП и ЧС, состоящая из программного обеспечения ПО NETVISION, стоимостью 4,1 млн рублей недоступна для подключения и управления.
Программный модуль «Цифровой двойник» DigitalRoadNetwork стоимостью 5,8 млн рублей, в системе ИТС отсутствует.
Программное обеспечение SmartRoad и SmartMaintanence стоимостью 2,1 млн рублей, отвечающие за содержание автомобильных дорог не выполняет свои функции в связи с отсутствием передвижных лабораторий, приобретение которых не было предусмотрено контрактом.
Программный модуль централизованного информирования участников дорожного движения SmartPanel стоимостью 6,7 млн рублей, предназначенный для оповещения участников дорожного движения о различных событиях не выполняет свои функции в связи с отсутствием электронных табло на въездах г. Махачкала.
Программное обеспечение АСУДД SmartTraffic приобретено из расчета на 150 светофорных объектов, в то время как общее количество светофорных объектов, согласно технического задания, не превышает 48. Таким образом, для приобретения лицензии на дополнительные светофорные объекты направлено 1,3 млн рублей.
В нарушение Технического здания, Центр обработки данных интеллектуальной транспортной системы г. Махачкала размещен в стороннем здании частной компании ООО «Эрлайн» г. Махачкала.
3. В целом проведенная Счетной палатой Республики Дагестан проверка показала, что реализация мероприятий по внедрению интеллектуальной транспортной системы городского округа город Махачкала не обеспечила достижение поставленной цели.
Система не выполняет свою основную задачу по обеспечению максимальной эффективности функционирования транспортно-дорожного комплекса путем повышения качества удовлетворения потребностей экономики и населе-ния в безопасных и эффективных транспортных услугах за счет внедрения технологий организационного управления транспортной системой с использованием современных информационно-телекоммуникационных и телематиче-ских технологий.