Состоялась Коллегия Счетной палаты Республики Дагестан, на которой был рассмотрен Отчет о исполнении республиканского бюджета Республики Дагестан за первое полугодие 2022 года, показавший положительную динамику исполнения республиканского бюджета Республики Дагестан.
В частности, был отмечен рост основных макроэкономических показателей (промышленное производство – 129,0 %, продукция сельского хозяйства – 100,1 %, объем работ по виду деятельности «строительство» –
108,7 %, оборот розничной торговли – 105,7 %, размер среднемесячной номинально начисленной заработной платы на одного работника – 108,7 %).
На 1 июля 2022 года поступление доходов в консолидированный бюджет Республики Дагестан составило 93 260,4 млн. рублей, или 47,4 % от годовых назначений (196 709,1млн. рублей).
Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета Республики Дагестан поступили в сумме 24 933,7 млн рублей, что на 685,6 млн. рублей, или 2,8 % больше утвержденных назначений, а налоговые и неналоговые доходы в республиканский бюджет Республики Дагестан – 18 635,7 млн. рублей, или 102,2 %.
Согласно сводной бюджетной росписи, общий объем расходов республиканского бюджета Республики Дагестан на 2022 год был уточнен на 7 420,9 млн. рублей и утвержден в сумме 210 526,3 млн рублей.
Наибольший удельный вес в структуре расходов республиканского бюджета Республики Дагестан составили расходы по разделам: «Социальная политика» – 36,2 %; «Образование» – 33,8 %; «Национальная экономика» –
8,9 %; «Межбюджетные трансферты» – 5,4 %; «Жилищно-коммунальное хозяйство» – 4,4 %; «Здравоохранение» – 4,1 %.
Согласно отчету об исполнении республиканского бюджета Республики Дагестан за первое полугодие 2022 года кассовые расходы составили 89 228 145,6 тыс. рублей.
На 1 июля 2022 года на счетах главных распорядителей значатся остатки неиспользованных бюджетных средств в общей сумме 7 754 698,2 тыс. рублей, или 8,0 % от общего объема финансирования.
Остатки бюджетных средств консолидированного бюджета Республики Дагестан составляли 16 495,5 млн. рублей, в том числе: на лицевых счетах главных распорядителей республиканского бюджета Республики Дагестан – 7 754.9 млн. рублей; на счетах бюджетов муниципальных образований – 8 740,6 млн рублей.
Государственный долг Республики Дагестан составил 8 512,1 млн рублей.
За первое полугодие 2022 года объем финансирования государственных программ составил 93 502,7 млн. рублей, или 47,5 % от годового объема финансирования. Уровень кассового исполнения на реализацию государственных программ Республики Дагестан за первое полугодие 2022 год составил 85 715,5 млн. рублей, или 91,0 % к объему финансирования (93 502,7 млн рублей), или 43,6 % к уточненным годовым назначениям (196 779,2 млн рублей). Не освоены бюджетные средства в сумме 7 787,2 млн рублей.
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации мероприятия 28 государственных программ Республики Дагестан не приведены в соответствие Закону Республики Дагестан «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» в части уточнения объемов финансирования, а также корректировки целей, мероприятий и индикативных показателей.
На реализацию Республиканской инвестиционной программы профинансированы расходы в сумме 7 079,6 млн рублей, или 24,3 % от годовых назначений. Финансирование произведено на строительство 243 объектов (69 % от общего количества объектов).
В 2022 году планируется ввод в эксплуатацию (полный либо частичный) 209 объектов.
Кассовое исполнение осуществлено по 103 объектам (42,4 % от количества объектов, по которым произведено финансирование) в сумме 2 106,7 млн рублей (29,8 % от финансирования).
Объем выполненных работ осуществлен по 95 объектам на сумму 1 908 330,56 тыс. рублей.
Недостаточные темпы строительства наблюдаются в рамках национального проекта «Современная школа». Из 16 объектов общего образования ФГУП «ГВСУ № 4» на 1 июля 2022 года завершено строительство только 5 объектов.
За первое полугодие 2022 года республиканскими заказчиками по результатам конкурентных процедур заключено 6 466 контрактов на общую сумму 28,80 млрд рублей.
В Республике Дагестан в рамках 13 нацпроектов реализуется 48 региональных проектов.
В общем объеме бюджетных ассигнований (29 136,2 млн рублей) наибольший объем расходов предусмотрен на реализацию национальных проектов: «Образование» – 38,1 %, «Демография» – 23,0 %, «Здравоохранение» - 16,1 %, «Жилье и городская среда» – 9,3 %, «Безопасные и качественные автомобильные дороги» – 8,0 %.
На 1 июля 2022 года расходы на финансирование мероприятий
9 национальных проектов составили 8 837,4 млн рублей, или 30,3 % от годовых назначений (29 136,2 млн рублей). Кассовое исполнение составило 6 840,1 млн рублей, или 77,4 % от объема финансирования, и 23,5 % от объема годовых назначений (29 136,2 млн рублей).
По результатам проведенного Мониторинга, в целях достижения устойчивого и сбалансированного исполнения консолидированного бюджета Республики Дагестан, Счетной палатой Республики Дагестан предложено органам исполнительной власти:
- обеспечить повышение надежности и достоверности показателей социально-экономического развития;
- принять меры по улучшению администрирования налоговых платежей;
- принять меры по повышению эффективности использования государственного и муниципального имущества (в том числе земельных ресурсов). Проведение инвентаризации государственного имущества Республики Дагестан (земель сельскохозяйственного назначения) с целью выявления неиспользуемого имущества и определения направления его эффективного использования;
- с учетом данных фактических поступлений за первое полугодие 2022 года подготовить предложения по уточнению (корректировке) доходной части консолидированного бюджета Республики Дагестан;
- принять действенные меры по сокращению задолженности по налогам и сборам;
- в целях определения приоритетности бюджетных расходов и повышения эффективности их использования обеспечить проведение инвентаризации расходных полномочий (обязательств);
- в целях повышения эффективности использования государственных капитальных вложений и упорядочения процедуры формирования перечня строек, а также повышения обеспеченности населения объектами социальной инфраструктуры:
провести инвентаризацию объектов, строящихся в рамках РИП, для определения социально значимых объектов и их первоочередного финансирования;
принимать во внимание реальное состояние действующих учреждений социальной инфраструктуры (износ, аварийность), а также наличие объектов незавершенного строительства;
внести изменения в нормативные правовые акты в сфере формирования перечня строек и объектов РИП, предусматривающие осуществление отбора объектов с учетом соблюдения требований по доведению уровня обеспеченности до рекомендованных показателей, необходимость сокращения диспропорций в обеспеченности учреждениями социальной инфраструктуры в разрезе поселений, муниципальных районов и городских округов, установление соответствующего порядка (процесса) отбора объектов для разработки проектно-сметной документации и последующего их включения в перечень строек;
- в целях снижения объема и количества объектов незавершенного строительства необходимо провести инструментальное обследование объектов незавершенного строительства, строительство которых не осуществлялось 5 лет и более;
- министерствам и ведомствам Республики Дагестан, ответственным за реализацию государственных программ Республики Дагестан:
подготовить предложения по уточнению показателей государственных программ Республики Дагестан, исходя из бюджетных ассигнований, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Дагестан;
провести актуализацию состава целей, задач, мероприятий и индикативных показателей, их соответствия объемам и источникам финансирования, включая иные источники, с учетом результатов оценки эффективности реализации и рисков недостижения целевых показателей;
своевременно проводить мониторинг исполнения программных мероприятий в целях повышения эффективности расходования бюджетных средств и исключения фактов неисполнения запланированных расходов;
- в рамках реализации национальных (региональных) проектов в целях минимизации рисков достижения целевых показателей (индикаторов):
провести детальный анализ причин неисполнения мероприятий национальных проектов и низкого уровня освоения бюджетных средств, в том числе оценить риски выполнения мероприятий до конца 2022 года;
обеспечить своевременное финансирование мероприятий и эффективное освоение средств, предусмотренных на реализацию национальных (региональных) проектов.