В Счетной палате Республики Дагестан состоялась расширенная Коллегия с участием Председателя Народного Собрания Республики Дагестан Шихсаидова Х.И., Председателей Комитетов Народного Собрания Республики Дагестан – Исакова С.Б., Ханалиева В.Ю., Пайзулаева М.М., министра образования и науки Республики Дагестан Бучаева Я.Г., на которой были рассмотрены вопросы реализации национальных проектов на территории республики, в том числе в сфере образования.
Проверка мероприятий национального (региональных) проекта «Образование» показала, что на 1 января 2021 года освоение выделенных средств составило 4 419,8 млн. рублей или 56,9 % от объема финансирования, остаток неиспользованных (неосвоенных) средств составил 3 344,5 млн. рублей или 43,1 %.
Объем выявленных нарушений составил 870,6 млн. рублей, в том числе:
– в сфере управления и распоряжения государственной (муниципальной) собственности – 400,0 млн. рублей;
– при осуществлении государственных (муниципальных) закупок – 144,1 млн. рублей;
– ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности – 273,3 млн. рублей.
Проведенный, в рамках контрольного мероприятия, анализ реализации запланированных мероприятий показал, что:
– в нарушение требований статей 6 и 12 Федерального закона от 5 апреля 2013г. №44-ФЗ «О контактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечений государственных и муниципальных нужд», при планировании закупок не качественно проведен анализ рынка, в результате чего завышена стоимость приобретенных товаров (работ, услуг) на общую сумму 22 589,2 тыс. рублей, в том числе:
оборудования для центра цифрового образования «IT- куб» на сумму 1 200,9 тыс. рублей;
спортивного оборудования (воркаут площадки) на сумму 9 877,6 тыс. рублей;
интерактивных комплексов на сумму 11 510,7 тыс. рублей;
– министерством образования и науки РД не принято решение о расторжении контракта на поставку ноутбуков в количестве 3 060 штук на сумму 115 362,0 тыс. рублей, в связи с поставкой товара, характеристики которого не соответствуют требованиям, заявленным в техническом задании;
– в ходе проверки использования средств, выделенных на строительство общеобразовательных учреждений, выявлено завышение объемов и стоимости выполненных строительно-монтажных работ на общую сумму 362,8 тыс. рублей (школы в с. Теречное и в с. Эндирей Хасавюртовского района);
– установлен факт нецелевого использования бюджетных средств (статья 306.4 Бюджетного кодекса РФ), когда средства в сумме 1 188 тыс. рублей, выделенные в рамках реализации регионального проекта «Успех каждого ребенка», были направлены на капитальный ремонт 4 школ в муниципальном образовании «город Южно-Сухокумск»;
– в нарушение статьи 34 Бюджетного кодекса РФ значительная часть оборудования (оптический рефлектомер, аппарат для сварки оптико-волоконного кабеля), приобретенного в рамках регионального проекта «Молодые профессионалы» не смонтировано и не задействовано в учебном процессе. Так, в ГБПОУ РД «Технический колледж имени Р.Н. Ашуралиева» не установлено оборудование на сумму 9 908,6 тыс. рублей, в ГБУДПО РД «Дагестанский институт развития образования» на 8 850,0 тыс. рублей.
Кроме того, в 2020 году, в результате дополнительно заключенных соглашений Правительства Республики Дагестан с Министерствами просвещения Российской Федерации, науки и высшего образования Российской Федерации целевые показатели, отражающие достижение реализации национального проекта «Образование», в части строительства объектов общего образования, были перенесены на 2021 год, что не способствует своевременному достижению национальных целей и улучшению ситуации с обеспеченностью образовательными учреждениями в Республике.
Также, следует отметить, что с целью ускорения строительства объектов, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2019 года № 2247-р, строительство 16 школ было передано ФГУП «Главное военно-строительное управление № 4» Министерства обороны Российской Федерации. Однако, из 11 школ, предусмотренных к вводу в эксплуатацию в 2020 году силами ФГУП «ГВСУ №4», в эксплуатацию введена только одна школа. По остальным школам строительная готовность на конец 2020 года составила от 5 до 60 %. Необходимо подчеркнуть, что строительство объектов ФГУП «ГВСУ №4» осуществлялось не с использованием собственных ресурсов, а путем заключения субподрядов со строительными организациями, осуществляющими свою деятельность на территории республики при этом, выбор субподрядчиков производился при отсутствии соответствующих критериев отбора подрядных и субподрядных организаций. Как следствие слабая организация выполнения строительных работ, отсутствие установленного рабочего графика проведения работ, необходимой строительной техники и оборудования для выполнения строительно-монтажных работ, а также нехватка персонала привели к срыву плановых сроков строительства объектов и неосвоению профинансированных бюджетных средств.
После всестороннего обсуждения материалов контрольного мероприятия, Коллегия Счетной палаты Республики Дагестан приняла решение о направлении информации о результатах проверки Главе Республики Дагестан, соответствующего отчета в Народное Собрание Республики Дагестан, материалов проверки в Прокуратуру Республики Дагестан, представления в адрес министра образования и науки Республики Дагестан с предложениями о принятии мер по устранению выявленных нарушений и недостатков.