СЧЕТНАЯ ПАЛАТА
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

367012, Республика Дагестан,
г. Махачкала, пл. Ленина, 2.

+7 (8722) 67-26-42

spdag@mail.ru

VK


Председатель Счетной палаты РФ Алексей Кудрин выступил на заседании Совета Федерации с отчетом о работе Счетной палаты в 2021 году

Добрый день, уважаемые Валентина Ивановна, сенаторы! Сегодня я представляю отчет о работе Счетной палаты за 2021 год. Мы подготовили подробный сборник, у каждого из вас имеется в распоряжении. Он более подробно рассказывает о наших ключевых достижениях.

Но прежде всего я хочу поблагодарить за то, что именно Совет Федерации в прошлом году принял решение об обновлении состава Счетной палаты и в прошлом году к нам прибавились два аудитора – Наталья Трунова, аудитор по региональному развитию и ЖКХ, и ваш бывший коллега Сергей Мамедов, он отвечает за аудит природопользования и агропромышленного комплекса. Эти коллеги успешно вписались в наш коллектив и активно сотрудничают с Советом Федерации по своим вопросам.

В 2021 году палата завершила 346 мероприятий – больше, чем в прошлые годы. Примерно две трети из них – это проверки федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов. В 2021 году мы провели 25 мероприятий по запросам Совета Федерации – больше, чем по запросам Государственной Думы или даже президента (резидент нам дал 18 поручений, Государственная Дума – 23, еще правоохранительные органы – шесть поручений, и одно поручение правительства).

По итогам проверок Счетная палата выявила 4253 нарушения на сумму 1,5 трлн рублей. Это в четыре раза превышает показатель предыдущего года и примерно в полтора-два раза даже самые высокие показатели предыдущих лет. В том числе четыре нарушения были особенно крупными – по 300 миллиардов и больше.
37 процентов нарушений на сумму 571 миллиард связаны с ведением бухгалтерского учета, несоблюдением процедур и формальностей. Это очень важно тоже, несмотря на то что, казалось бы, это бухгалтерский учет, – иметь четкое представление, сколько на что потрачено. Это важная информация для управленческих решений.

27 процентов, или 416 миллиардов, – это нарушения при осуществлении госзакупок, в том числе одно нарушение на сумму 349 миллиардов.

Как правило, эти нарушения, как я сказал, носят процедурный характер, в отчетности и не всегда вызывают необходимость принятия мер взыскания или наказания. Вместе с тем среди этих нарушений у нас есть и те нарушения, которые связаны с хищением, с мошенничеством, воровством, коррупцией.

В правоохранительные органы и Генпрокуратуру направлено 36 материалов, по ним возбуждено 10 уголовных дел, еще 10 – по материалам, направленным в предыдущие годы. По шести материалам Следственный комитет и ФСБ проводят проверки и оперативно-розыскные мероприятия. Мы по итогам проверок сами направили 256 представлений и девять предписаний. Инспекторы палаты возбудили 70 дел об административных правонарушениях. Суды приняли положительные решения по 58 постановлениям.

По нашим представлениям уже сама прокуратура внесла 139 представлений об устранении нарушений, в том числе о дисциплинарной ответственности 24 должностных лиц, 15 из которых были уволены.

Помимо традиционных предписаний и представлений мы на основании проверок изучаем причины нарушений и недостатков. В результате мы представляем рекомендации министерствам и ведомствам – объектам наших проверок. И в прошлом году мы дали 757 таких рекомендаций. Теперь мы эти рекомендации публикуем, они у нас есть на сайте, вы можете их посмотреть (есть, конечно, закрытая часть этих рекомендаций).

По объектам аудита реализованы 503 рекомендации. Это больше всех выполненных за последние три года рекомендаций. Это логично, так как на выполнение сложных рекомендаций требуется не один год, если это изменение нормативных актов и создание новых механизмов, которые будут более эффективны, вместо действующих.

Чтобы оценить востребованность наших рекомендаций, мы провели анкетирование, в котором приняли участие 188 сотрудников из 43 федеральных органов исполнительной власти. Опрос показал, что более 80 процентов сотрудников ведомств ждут от проверок Счетной палаты именно системных рекомендаций по совершенствованию своей работы. Также более 80 процентов отмечают полезность наших рекомендаций для своей работы.

Также в прошлом году палата провела экспертизу 1589 проектов законодательных, нормативных правовых актов – это больше, чем в прошлом году. То есть вы на слайде видите, что каждый год наращивается количество нормативных правовых актов, особенно их было много и в пандемийный период в связи с антикризисной программой правительства. Мы также высказываем свое мнение по механизмам, которые используются в проведении антикризисных мер.

Вы знаете, что по инициативе Валентины Ивановны Матвиенко мы переходим к новым срокам рассмотрения бюджетной отчетности.

Валентина Ивановна, всё, в этом году полностью идем уже по законодательно закрепленному новому порядку отчетности правительства и представления нашего заключения на этот отчет.

Теперь рассмотрение отчета правительства об исполнении бюджета будет осуществляться не в августе, а в июне. И теперь те замечания, которые будут высказаны в нашем заключении, конечно, могут быть учтены при формировании очередного бюджета, что не достигалось в предыдущие годы. Наконец, мы этот вопрос решили.

Напомню, что и очередной проект трехлетнего федерального бюджета с нынешнего года будет представляться правительством раньше – не 1 октября, а 15 сентября. И, конечно, мы, как Счетная палата, также представим раньше свое заключение на проект федерального бюджета.

Мы совершенствуем методологию оценки госпрограмм, мы совершенствуем в целом свою методологию работы, уточняем все наши стандарты, добиваемся бо́льшей доказательности наших выводов. Например, в части оценки государственных программ (по сути, это главные структурные единицы бюджета, именно госпрограммы увязывают цели, показатели и деньги) мы подготовили новые методические рекомендации. Внедрение этих методических рекомендаций позволит на новом уровне оценить качество реализованных программ с точки зрения наличия конечных результатов.

Также скажу о некоторых известных вам результатах наших проверок. Прежде всего, на регулярной основе мы отслеживаем мероприятия по газификации субъектов Российской Федерации, в том числе по поручению президента. В том числе по вашим запросам мы проверили реализацию жилищных программ для молодых семей, оценили доступность услуг культуры для населения, обеспечение доступности первичной медико-санитарной помощи. Есть у нас отчеты по состоянию борьбы с ВИЧ, по лекарственному обеспечению, по фундаментальной науке, которые содержат информацию ограниченного доступа и получили пометку "Для служебного пользования". Ваши профильные комитеты и сенаторы, которые имеют соответствующий доступ, могут с ними ознакомиться. Я даже это рекомендую. Все эти отчеты доступны для вас.

Также мы оценили меры правительства, направленные на сохранение занятости в период пандемии. Мы продолжили активно участвовать в работе над проектом изменений в федеральный закон о дополнительных гарантиях по соцподдержке детей-сирот. Счетная палата предложила распространить действие сертификата на выплату для приобретения жилья детьми-сиротами на всю территорию Российской Федерации. В результате в доработанной Минпросвещения редакции законопроекта это положение было учтено.

В центре нашего внимания было выполнение поручений по реализации послания президента, в частности по выплатам вознаграждения за классное руководство. После рассмотрения замечаний палаты правительство поручило подготовить единый подход к таким выплатам.

Также мы выявили недостаток при формировании цен на продукцию для гособоронзаказа. Как результат – в соответствующее положение внесено изменение, которое позволит установить единый подход к определению плановой прибыли на сырье, материалы, комплектующие изделия. По нашей оценке, внедрение этого предложения Счетной палаты сэкономит федеральному бюджету не менее 50 млрд рублей в год.

Анализ реализации федерального проекта "Сохранение лесов" показал, что, несмотря на общее улучшение ситуации и рост темпов восстановления, пока ежегодная утрата лесов превышает объем их воспроизводства. Подробный отчет – в вашем распоряжении.

Также в 2021 году по итогам проверки в сфере твердых коммунальных отходов (это наиболее острая тема для многих городов) мы рекомендовали правительству поручить осуществлять контроль за выявлением и учетом несанкционированных свалок, выработать порядок их ликвидации. Соответствующие наши замечания сейчас правительство учитывает.

В фокусе Счетной палаты оставалась тема незавершенного строительства. С учетом наших предложений в правительство внесен набор мер для сокращения объемов незавершенного строительства. Правительство одобрило "дорожную карту" на этот счет.

В сфере нашего особого внимания, конечно, развитие регионов. В 2021 году мы подвели итоги стратегического аудита деятельности институтов в рамках программы "Развитие Северо-Кавказского федерального округа", а также проанализировали высокую дотационность отдельных регионов. Мы проанализировали особенно подробно 12 субъектов Российской Федерации и дали новые предложения.

Мы завершили анализ акцизов на табачную продукцию, предложили меры по снижению нелегального оборота табака и, конечно, считаем, что часть таких акцизов, доходов от акцизов на табак стоило бы перенести в бюджеты субъектов Российской Федерации, это создало бы необходимую мотивацию для регионов бороться с контрафактом.

Сейчас в условиях дефицита ресурсов необходимо дать максимальную свободу субъектам в распоряжении средствами. Поэтому мы все время говорим о возможности многочисленные субсидии, которых сейчас больше 150, частично объединить и дать субсидии более укрупненно субъектам Российской Федерации.

Например, у нас существуют отдельные субсидии на увеличение мест в общеобразовательных учреждениях, ликвидацию третьей смени, увеличение мест в общеобразовательных учреждениях в малых городах и сельской местности. Все это отдельные субсидии, хотя они касаются развития образования. Мы считаем, что можно было бы часть таких субсидий объединить. Мы, безусловно, говорим о такой необходимости, но нужно смотреть в каждом конкретном случае. Например, есть субсидии на формирование городской среды, на реализацию проектов "Чистая вода", на программу стимулирования жилищного строительства – это все относится к жилищной или городской среде. Здесь тоже можно посмотреть, что можно было бы объединить. Таким образом, можно было бы сократить бюрократическую часть работы, связанной с подготовкой или принятием соглашений по каждой такой, даже небольшой, субсидии, с каждым субъектом Российской Федерации, раньше начинать реализовывать эти субсидии в течение года.

Чтобы добиться неплохих результатов, в 2021 году мы вели активную работу по развитию методологий. В частности, разработана и применяется концепция риск-ориентированного подхода, создан механизм выявления нарушений и недостатков системного характера. Обращу особое внимание: нам парламент предложил разобраться не просто в нарушениях, а в системных нарушениях. Мы проанализировали этот вопрос и подготовили соответствующую методику.

Проведен первый конкурс Счетной палаты по доказательному подходу к принятию управленческих решений. Особо скажу: казалось бы, мы всегда должны доказательно действовать, но сегодня есть новая тенденция – применения математических методов, факторного анализа и других современных методов анализа в деятельности государственных органов. В ряде стран вышли даже новые нормативные требования к сотрудникам государственных органов, методам, которые должны использоваться при анализе каждых программ при их закладывании, планировании. Поэтому вот эта политика – доказательного подхода становится и нашим инструментом в Счетной палате. Мы провели конкурс Счетной палаты по доказательному подходу и с удовольствием можем сказать, что в субъектах Российской Федерации есть сильные команды экономистов, эконометриков, математиков, которые также сегодня применяют эти методы в анализе результатов применения разных государственных программ. Особенно хорошо показали себя такие регионы, как Санкт-Петербург, Новгородская область, Бурятия. Мы проведем и новый конкурс. Это говорит о том, что это примеры региональных программ, проанализированных на их эффективность, с четким выявлением, на что реально они повлияли, или повлияли какие-то другие, совершенно привходящие факторы, а не деятельность государства.

Уважаемые сенаторы! Позвольте традиционно поблагодарить наших с вами замечательных партнеров – региональные контрольно-счетные органы. Мы провели в прошлом году 14 совместных и параллельных мероприятий, в том числе мероприятия по первичной медико-санитарной помощи совместно с КСО всех субъектов. Что это означает? Что мы не только собираем конкретные данные и проверяем конкретные учреждения, больницы на местах, но мы обобщаем на федеральном уровне все эти данные, а в каждом субъекте еще КСО представляет и своему законодательному собранию такой же отчет в рамках своего региона. Поэтому у нас полноценная картина с конкретными результатами в разрезе регионов и даже конкретных учреждений. Таких проверок мы проводим в течение года несколько, особо обращаем на них внимание. И благодарим контрольно-счетные органы за участие.

Завершая, подчеркну, что предстоящие изменения, то, с чем сегодня столкнулась наша страна, ставят перед нами новые задачи по анализу складывающейся ситуации – изменяющихся моделей экономик, вопросов импортозамещения, продовольственной безопасности, технологического развития, а самое главное – социальной защиты и поддержки наших граждан.

Конечно, мы будем совершенствовать государственную политику и государственные процедуры, мероприятия. Безусловно, мы оценим все предлагаемые сегодня правительством меры поддержки, будем выступать за максимально эффективное расходование государственных средств. Нужны решения, которые позволят не утратить созданный потенциал, продолжать его развивать. Конечно, нужно сделать все необходимое, чтобы сохранить рабочие места и доходы наших граждан, экономический потенциал страны.

Мы понимаем, что в этом году у нас все-таки будет снижение ВВП. Я здесь слышал (выступавший сегодня первый вице-премьер Белоусов говорил) уже о сложностях в промышленности и тех мерах, которые правительство принимает. Мы, конечно, не будем в стороне от этого и будем, со своей стороны, участвовать в этой работе.

В завершение я хочу сказать, что специально к сегодняшнему дню мы подготовили еще один дайджест. Он связан с теми поручениями, которые дал Совет Федерации Счетной палате. Здесь результаты именно тех проверок, которые вы в своем решении нам представили. Я сегодня пообещал, что Валентине Ивановне его передам.

Новость взята с сайта

Контакты

Адрес: 367012, Республика Дагестан, г.Махачкала, пл.Ленина, 2

Телефон: 8 (8722) 67-26-42

Факс: 8 (8722) 67-96–32

Электронная почта: spdag@mail.ru

Канцелярия: 8(8722)67-13-23

Общая информация

Коллегия